Адыгея: этнография Всероссийской переписи населения–2002

На территории республики площадью 7,8 тыс. км2 проживают 445,4 тыс. человек, среди которых преобладают (в тыс.) русские – 300,2 (67,3%) и адыги – 102,6 (23%). Крупнейшие из других народов: украинцы – 13,4 (3%), армяне – 10,6 (2,4%), татары – 2,7 (0,6%), белорусы – 2,7 (0,6%), немцы – 1,8 (0,4%). Конфессиональный состав: христиане – 50–55%, мусульмане – 20–22%, представители других вероисповеданий – 10–12%[1].

К осуществлению переписной работы был привлечен – после соответствующего обучения – штат временных сотрудников численностью 2100 человек. Это 120% от количества штатных работников, то есть был создан резерв[2].

До начала и во время переписи имела место общественная дискуссия по ряду вопросов переписных листов. В их числе вопросы о национальной принадлежности, гражданстве, родном языке. В ряде случаев жители проявляли настороженность, психологическую неготовность отвечать на вопросы о жилье, источниках доходов и т. п. Некоторых беспокоила проблема обеспечения конфиденциальности сообщаемых переписчикам сведений.

До, в ходе и после кампании среди населения проводилась информационная и разъяснительная работа с активным привлечением средств массовой информации. Было сделано разъяснение, что конфиденциальность получаемой от населения информации гарантируется договором, который заключается с каждым переписчиком-счетчиком, с каждым штатным сотрудником из числа переписного персонала[3].

Особое внимание СМИ уделяли разъяснению целей переписи и убеждению населения в необходимости участия в ней, ибо часть жителей республики выражала нежелание переписываться. Они мотивировали это тем, что перепись, дескать, «нужна не России, а ООН», или тем, что «участие в ней необязательно». Среди занявших последнюю позицию большинство составляли люди с высшим образованием, в том числе с юридическим. Благодаря индивидуальной работе с людьми абсолютное большинство «отказников» удалось переубедить. Более того, в ходе социологического опроса, проведенного по завершении переписной кампании, отдельные респонденты заявляли нам об искреннем сожалении, что по каким-то причинам не смогли принять участие в переписи[4].

Случаев отказа от участия в переписи по национальным или религиозным мотивам со стороны постоянно проживающих на территории Адыгеи не отмечено. Правда, есть основания думать, что часть мигрантов, прежде всего курдов, уклонились от переписи. Дело в том, что главы семей курдских мигрантов зачастую препятствуют регистрации по месту жительства своих жен и нередко – детей.

В первый день переписи республиканская газета «Советская Адыгея» провела опрос среди жителей г. Майкопа с главным вопросом «Как мы относимся к такой важной государственной акции, как перепись населения?»[5].

Учащиеся-десятиклассники майкопской средней школы № 5 определили свой интерес к переписи следующим:

  • Нам всем интересно узнать, сколько нас, уменьшилось или увеличилось население страны.
  • Я тоже хочу, чтобы мою семью записали в историю государства.
  • Мы будем иметь представление, какие специалисты и каких профессий наиболее нужны в наше время.
  • Считаю, что перепись поможет правительству снизить уровень преступности в России, люди перестанут бояться выходить на улицу.
  • Может быть, перепись поможет выделить деньги на приюты и больницы, на учебные заведения и т. д.
  • Это хорошая возможность заработка для людей, которые стали переписчиками, особенно для студентов.
  • Очень правильно, что переписчики познакомились с жителями своего участка и предупредили их о том, как пройдет эта акция, вместе выбрали удобное время для этого.
  • Может, людям не хватает домов, так президент после переписи построит их, выделит деньги, чтобы им лучше жилось. И вообще эту акцию нужно проводить почаще. Это нужно не только мне и моей маме, а всем.
  • Перепись населения – это первый шаг в счастливое будущее моего народа.
  • Акция просто необходима нашей стране. Россия всегда была великой державой с сильным народом и должна остаться такой навсегда.

А вот высказывания представителей других поколений:

Азамат, 30 лет, адвокат: Обязательно буду участвовать в переписи. Переписчику своему я доверяю, уже познакомился с ним во время предварительного обхода.

Н. Рамазанова, 45 лет, биолог: Думаю, у нас, в Майкопе перепись пройдет спокойно, без казусов. В большие перемены впоследствии не верю, но хотела бы.

А. Молотов, председатель общественной организации чернобыльцев – АРО СЧР: Считаю, что в ходе переписи узнают только, кто умер, а кто жив. А вот «социального портрета» не получится – нашему обществу еще далеко до открытого и гражданского, поэтому многие не ответят искренне.

И. Гусев, 41 год, тренер: Свет не отключают, воду – тоже, значит, государство как-то заботится о нас. Поэтому в государственном мероприятии буду участвовать.

Т. Сопруненко, 80 лет, Герой Социалистического Труда: За свои 80 лет была участницей многих переписей, но за ними следовали большие потрясения. Мы такой удивительный народ: всё продолжаем верить в светлое будущее.

М. Тхагапсов, контр-адмирал в отставке, председатель совета ветеранов Российского Флота РА: Это необходимое, серьезное государственное дело. Оно нужно и народу, и правительству, чтобы четко составить планы на будущее в экономике, сельском хозяйстве и других сферах. Это мнение и мое, и моих товарищей.

Перед началом переписи к жителям Адыгеи обратился президент РА Х. Совмен, призвав граждан оказывать возможное содействие переписчикам[6]. Перепись поддержали практически все лидеры национальных и религиозных общин.

Явных действий, дестабилизирующих ситуацию в республике, в ходе переписи населения не отмечено[7]. Имевшая место полемика общественных объединений в средствах массовой информации не выходила за рамки общественно приемлемых дискуссий. Однако некоторые ответы в переписных листах можно квалифицировать как попытку определенных сил провести референдум по вопросу о возвращении Адыгеи в состав Краснодарского края. Так, на одном переписном участке г. Майкопа зарегистрированы переписные листы, в которых в качестве ответа на вопрос № 12.2 «Где Вы проживали в январе 1989 г.?» переписываемые граждане (или переписчики) указали «Краснодарский край» в отношении лиц, непрерывно проживавших в г. Майкопе. По свидетельствам респондентов, аналогичные случаи имели место и на других переписных участках республики[8]. То, что в Адыгее есть сторонники ее возвращения в состав Краснодарского края, общеизвестно. Мысль об этом активно внедрялась в сознание электората в ходе кампании по выборам президента РА зимой 2001–2002 гг. сторонниками некоторых кандидатов. Представители Союза славян открыто заявляли о том же и в период выборов в парламент РА в 2001 г.[9]

На 16 октября 2002 г., как сообщил председатель Государственного комитета РА по статистике Н. Беданоков, было переписано 98% населения республики (если исходить из численности на 1 сентября этого года, установленной по данным текущего учета). Часть населения, в частности в г. Майкопе, оставалась не переписанной. Это было связано с недостатками как работы городских переписчиков, так и текущего учета населения. Например, часть жителей была зарегистрирована как проживающие и имеющие жилье в Майкопе, что не соответствовало действительности. Другую категорию неучтенных составили мигранты, в том числе чеченцы, украинцы, абхазцы, ингуши, курды, выходцы из Средней Азии. Возникла также проблема со студентами, нелегально, без договора снимавшими жилье и не зарегистрированными в г. Майкопе. Таких с помощью руководства учебными заведениями и сотрудников инструкторских участков было выявлено до 4 тыс.[10]

В ходе переписи в РА было выявлено на несколько тысяч жителей больше, чем значилось по статистике текущего учета, – в частности, в Тахтамукайском районе и в пос. Яблоновском, расположенном на границе с Краснодарским краем; в последнем случае речь идет о лицах, которые проживают в Адыгее, а работают в г. Краснодаре[11].

Этническая самоидентификация населения

В выступлениях, посвященных переписи, средства массовой информации Адыгеи, как правило, не акцентировали внимание на этнических вопросах. Однако в ходе переписи подтвердился прогноз о неизбежности этнической актуализации такой социальной группы, как казачество. Часть ее представителей предпочли обозначить свою национальность как «казаки». Это означает не что иное, как требование части казачества формально признать это сословие этносом. Решимости в этом вопросе казакам придавали настроения руководства Кубанского казачьего войска. «Разрешено обозначение казачьего происхождения», – под таким заголовком опубликована статья в одной из республиканских газет, где речь идет о собрании в Краснодаре Войсковой рады под руководством атамана Кубанского казачьего войска казачьего генерала В. Громова. В собрании принимала участие делегация Майкопского казачьего отдела. Помимо других вопросов, обсуждались вопросы переписи, и была оглашена телеграмма из администрации Президента РФ за подписью генерала армии П. Дейнекина, в которой говорится, что казаки имеют право в графе 7-й переписного листа – «Национальность» записать «казак». Собрание поддержало обращение атамана ККВ В. Громова к кубанскому казачеству с призывом отобразить в переписных материалах свое казачье происхождение[12]. По-видимому, под воздействием пафоса, связанного с этими событиями, некоторые этнические русские – жители казачьих станиц просили, чтобы их национальность в переписном листе была зафиксирована в форме «русский казак» или «русская казачка».

Воспользовавшись правом, предоставленным действующим законодательством, указывать в переписном листе национальность по своему усмотрению, руководство республиканской общественной политической организации Адыгэ-хасэ обратилось перед переписью с призывом к этническим адыгам указывать в графе «национальность»: мужчинам – «адыг», а не «адыгеец», как было принято во время переписи 1989 г., женщинам, как обычно, – «адыгейка». Соответствующее обращение было направлено в адрес Международной черкесской ассоциации и всех общественных объединений Адыгэ-хасэ на территории России. В обращении предлагалось провести разъяснительную работу среди адыгского населения. Руководство республиканской Адыгэ-хасэ считает, что это необходимо «для получения реальных демографических данных об адыгах и для консолидации этноса». Этноним «адыг», по мнению заявителей, наиболее точно отражает национальную принадлежность «каждого представителя адыгоязычного и этнокультурного социума»[13]. В данном случае имеются в виду этнически родственные коренные народы Северного Кавказа, – адыгейцы, черкесы, кабардинцы, адыги-шапсуги.

Как показали наши исследования, представители черкесской и кабардинской национальностей, как правило, просили указывать в переписном листе традиционное название этноса, с каким они себя идентифицируют, то есть черкес, кабардинец. Соответственно, производилась и запись сведений о родном языке.

Об адыгах-шапсугах следует сказать особо. На территории Республики Адыгея постоянно проживает немало адыгов-шапсугов. Сам президент РА Х. Совмен связан генеалогическими корнями с Причерноморской Шапсугией. Поэтому в республике не остался незамеченным тот факт, что накануне переписи, 7 октября, общественным парламентом причерноморских адыгов-шапсугов было одобрено обращение местной организации Адыгэ-хасэ к адыгам-шапсугам с «рекомендательной просьбой» указывать в ходе переписи в графе «национальность» только «шапсуг» или «шапсуженка»[14].

Воззвание общественного парламента шапсугов и общественной организации Адыгэ-хасэ, скорее всего, продиктовано желанием обратить внимание на свои проблемы. Известно, что в начале 1990-х гг. на волне этнической мобилизации на различных форумах представителей адыгского этноса на Северном Кавказе ставился вопрос о более тесных связях Адыгеи и Шапсуги – части территории Краснодарского края, исторически связанной с расселением адыгов-шапсугов. Высказывались идеи об административном объединении Республики Адыгея и этой территории. Аргументы были следующие. Поскольку Адыгея в 1991 г. обрела статус субъекта Федерации и вышла из состава Краснодарского края, последний лишился возможности (из-за отсутствия национальных кадров) решать проблемы шапсугского народа. Адыгея обещала поддержку в обучении молодежи адыгейскому языку и сделала ряд шагов в этом направлении. Это касается прежде всего обеспечения учебниками по адыгейскому языку, открытия филиала Адыгейского госуниверситета в пос. Лазаревском г. Сочи и др. Первый съезд адыгов-шапсугов (1991) провозгласил территорию проживания адыгов-шапсугов Шапсугским районом и субъектом РФ. Однако дальше высказываний дело не пошло.

В марте 2002 г. на очередном, V съезде причерноморских адыгов-шапсугов, где присутствовали делегаты из Туапсинского и Лазаревского районов, Адлера, Краснодара и Адыгеи, одним из центральных был вопрос о реализации «законных прав шапсугов». В частности, были высказаны требования создания условий для поддержания этнической идентичности адыгов-шапсугов, изучения родного адыгейского языка и пр.[15] Участники съезда на этот раз сочли нереальным путь разрешения проблем через воссоздание Шапсугского национального района и воздержались от радикальных заявлений. Был взят курс на сотрудничество с Адыгеей, Кабардино-Балкарией, Карачаево-Черкесией и зарубежной адыгской диаспорой.

На упомянутом заседании общественного парламента отмечалось, что в связи с неудовлетворительной правовой базой РФ ситуация с изучением адыгейского языка в шапсугских аулах остается «крайне сложной». Родная словесность продолжает оставаться в положении изгоя, прежде всего, из-за позиции директоров школ (чаще всего адыгов по национальности), преднамеренно принижающих роль адыгского языка в обучении, воспитании детей и молодежи[16].

Часть шапсугов – жителей Адыгеи, поддержали призыв общественного парламента шапсугов и организации Адыгэ-хасэ, но это не было массовым явлением. В большинстве своем они указали в графе «Национальность» «адыг». Этому способствовало то, что в первый день переписи республиканские средства массовой информации передали репортаж о том, как «переписывали» президента РА Х. Совмена и председателя Кабинета Министров Н. Демчука. Из него стало известно, что на вопрос переписчика о его национальности президент ответил: «адыг»[17].

Как зафиксировано в одной из анкет экспертного опроса, проведенного нами среди переписчиков, «свыше» поступила команда (по-видимому, от инструктора-контролера) записывать национальность адыгейцев как «адыг» и «адыгейка». По предварительным оценкам, в республике не придерживались единого подхода к этому вопросу. В графе «Национальность» примерно одинаково часто делались записи как «адыг», так и «адыгеец».

Известны единичные случаи, когда переписываемые, как правило, из маргиналов, под влиянием настроения или в шутку на вопрос о национальности назывались албанцами, новозеландцами или метисами.

Проблем с определением национальности представителей других этносов не возникало. Как правило, опрашиваемые предлагали переписчикам указывать традиционное название своей национальности.

Родной язык

Еще до начала переписи жители республики неоднократно обращали внимание на то, что в переписном листе нет отдельной графы для сведений о родном языке. В ходе подготовки к переписи, как утверждают местные СМИ без ссылки на источники, отсутствие вопроса о родном языке в переписном листе пытались использовать в политических целях[18]. Чаще всего проблема родного языка волновала адыгейцев. В одном из сентябрьских номеров республиканской газеты было напечатано разъяснение: «Девятый вопрос призван выяснить, на каких языках изъясняется наше население. Он состоит из двух подвопросов: "Владеете ли Вы русским языком?" и "Какими иными языками Вы владеете?"»[19] И ни слова о родном языке. Позднее от специалистов Госкомстата РА поступило дополнительное разъяснение: что для сведений о родном языке зарезервирована первая строка пункта 9.2 («Какими иными языками Вы владеете?») переписного листа. Но, по-видимому, не все переписчики его восприняли. Вопреки утверждениям СМИ, вопрос о родном языке при проведении переписи населения задавался не всем жителям республики[20].

Как показали наш экспертный опрос и социологические исследования в Адыгее, как минимум, половине опрашиваемых вопрос о родном языке не задавали. 35% припомнили, что их об этом спрашивали. Однако если для респондента родным языком был русский, он фиксировался специальным знаком в графе «резерв». Как объяснили переписчики, – чтобы не повторять одну и ту же запись в переписном листе дважды: в пп. 9.1 и 9.2.

В ходе проведенного нами экспертного опроса установлено, что около 15% постоянного населения на различных участках, кроме родного языка, называли до трех–четырех языков, которыми они владеют, в том числе арабский, польский, немецкий, английский, украинский, белорусский. На некоторых участках в г. Майкопе до 50% детей в молодых адыгейских семьях не знали адыгейского языка.

Гражданство

Как показали наши исследования, до 10% респондентов-адыгейцев указали свое гражданство как гражданин Адыгеи, 6% говорили о себе как о гражданах Адыгеи и России. Абсолютное большинство, независимо от национальности, записались гражданами Российской Федерации.

Выводы

1. Всероссийская перепись населения 2002 г. на территории Республики Адыгея в целом была проведена успешно, в условиях стабильной этнополитической ситуации. Цели, которые ставили перед собой ее организаторы, достигнуты. Предварительные данные, полученные в ходе переписи, в основном соотносятся с материалами текущего учета населения на 1 сентября 2002 г.

2. У некоторых общностей (адыги, казаки) выявлена потребность в «утверждении» себя в качестве этноса – посредством поддержания (или получения) формального статуса. Они усматривают в этом прежде всего гарантию психологической защищенности.

3. Примерно для 10–15% жителей республики важно быть гражданами Адыгеи, либо Адыгеи и России. Что, в сущности, не противоречит Конституции РА (1995), закрепляющей «двойное» гражданство, в частности: «Гражданин Республики Адыгея является одновременно гражданином Российской Федерации…» (п. 2 ст. 57).

4. Большинство жителей Адыгеи ориентировано на общероссийскую гражданскую идентичность.



[1] Социально-экономическое положение Республики Адыгея в 2001 г. Сборник. Майкоп: Государственный комитет Республики Адыгея по статистике, 2002; Социально-экономическое положение Республики Адыгея в январе–августе 2002 г. Сборник. Майкоп: Государственный комитет Республики Адыгея по статистике, 2002.

[2] «Советская Адыгея». 2002. 9, 16, 31 июля; 29 августа; 10 сентября; «Майкопские новости». 2002. 27 августа; 3 сентября.

[3] Всероссийская перепись населения 2002 г. на Юге России. Информационный бюллетень Южного федерального округа. Вып. 6. Ростов-на-Дону, 2002. С. 10–11; «Советская Адыгея». 2002. 29 августа; 10, 24, 26 сентября; 5 октября.

[4] Социологический опрос проведен в 9–16 октября 2002 г. по репрезентативной выборке в Республике Адыгея лабораторией «Центр современных политических технологий» Адыгейского государственного университета (рук. Т. Полякова).

[5] Впиши себя в историю России //«Советская Адыгея». 2002. 9 октября.

[6] «Советская Адыгея». 2002. 3, 9 октября.

[7] Анализу подвергались статьи, информации, опубликованные в республиканских и др. газетах: «Советская Адыгея». 2002. 9 июля, 29 августа; 7, 10, 11, 24, 26, 28 сентября; 9, 12, 15, 22 октября; «Компас». 2002. 30 июля, 7 августа; «Майкопские новости». 2002. 9, 12 октября; «Адыгейская правда». 2002; «Красное знамя». 2002. 9 октября; «Маяк». 2002. 5, 19 октября; «Единство». 2002. 19 октября; «Согласие». 2002. 23 октября; «Кошехабльские вести». 2002. 12 октября; др.

Использованы материалы «круглых столов», официальные документы из текущего архива Госкомстата РА по статистике.

[8] Экспертный опрос проведен среди переписчиков после официального окончания переписи специалистами лаборатории «Центр современных политических технологий» Адыгейского госуниверситета (Рук. Т. Полякова).

[9] «Закубанье». 2001. Февраль; «Закубанье». 2002. Декабрь.

[10] «Советская Адыгея». 2002. 19 октября.

[11] «Советская Адыгея». 2002. 9, 15, 19 октября.

[12] «Советская Адыгея». 2002. 12 октября.

[13] В целях консолидации //«Советская Адыгея». 2002. 24, 26 сентября.

[14] «Шапсугия». 2002. 19 октября.

[15] «Советская Адыгея». 2002. 30 марта; Становление государственности Адыгеи. Очерки и документы этнополитической истории / Сост. и ред. Т. Полякова, Р. Хунагов / Под общ. ред. М. Н. Губогло. Т. 1. М., 1997. С. 327–329, 342–344.

[16] «Советская Адыгея». 2002. 30 марта; «Шапсугия». 2002. 19 октября.

[17] «Советская Адыгея». 2002. 11 октября.

[18] «Советская Адыгея». 2002. 17 октября.

[19] О чем нас спросят в октябре? //«Советская Адыгея». 2002. 26 сентября.

[20] «Советская Адыгея». 2002. 11, 12, 15, 22 октября.