"Национальная политика" довоенного советского периода

                                                                                                                                                                           Валерий Тишков

 

"Национальная политика" довоенного советского периода

 

(Доклад на международной научной конференции «История сталинизма:

Итоги и проблемы изучения», 5 декабря 2008 г., г. Москва)
   

 

 

 

 

 

1.  Теоретическое решение национального вопроса большевиками до прихода к власти: нет национально-культурной автономии.
   

 

В советский период весь комплекс управленческой деятельности и пропаганды в этнической сфере именовался "ленинская национальная политика" (до XX съезда КПСС - ленинско-сталинская н.п.). Теоретический подход, разработанный большевиками в предреволюционные и первые послереволюционные годы, во многом определил характер внутренней политики советского государства на все последующие годы.

 

Первоначально в среде российских социал-демократов т.н. национальный вопрос считался второстепенным и сводился к лозунгу о праве наций на самоопределение. Еще в 1898, в соответствии с резо­люцией конгресса Второго Интернационала, на I съезде РСДРП была принята резолюция о праве наций на самоопределение. То же было подтверждено на II съезде в 1903 г. Лишь в 1912 Ленин начинает уделять проблеме значительное внимание. В России к тому времени активное развитие получили этнонациональные движения, происходили общественные дебаты по национальному вопросу. Для самой РСДРП обнаружилась опасность партийного дробления на национальные группировки, подобно тому, как это происходило с социал-демократическими организациями Западной Европы. Когда Еврейский рабочий союз (Бунд), пользовавшийся в партии определенной самостоятельностью, и грузинские меньшевики, попытались заставить российскую пар­тию одобрить лозунг австрийских марксистов о «культурно-на­циональной автономии», была выработана формула: "нет" - «культурно-на­циональной автономии», "да" - праву нации на самоопределение вплоть до отделения («Тезисы по национальному вопросу», 1913).

 

Подход Ленина к построению партии как нефедеративной организации оказал сильное влияние на его представление о том, каким должно быть социалистическое государство. Вплоть до 1917 г. он был противником федеративного устройства России, указывал на преимущества большого централизованного государства по сравнению с множеством мелких государств. Но и в канун революции он подчеркивал, что требование как можно более крупного государства, с возможно большим числом наций достижимо при условии их добровольного объединения.

 

По настоянию Ленина, разделяющий с ним точку зрения о культурно-на­циональной автономии, Сталин, будучи в российской партии большевиков представителем нерусского меньшинства ("националом"), пишет труд «Марксизм и национальный вопрос» (1913). Сталин дает определение нации, путем перечисления "специфических" признаков - общие язык, территория, экономическая жизнь, психический склад. Идея была взята у европейских марксистов О. Бауэра и К. Каутского без ссылок на них. По поводу «культурно-национальной автономии» сказано, что она представляет собой за­маскированный национализм, и применительно к России единственно правильным шагом является территориальная ("областная") автономия для Польши, Финляндии, Украины, Литвы, Кавказа при одновременном предоставлении национальным меньшинствам права пользоваться родным языком, иметь свои школы и т.п. Негативное отношение к культурной автономии и поддержка национально-территориального размежевания сохранялись на протяжении всех лет советского государства. Могу подтвердить это личным примером восстановления НКА, включив это положение сначала в свои научные работы, затем в проект концепции 1992 г. и затем участием в выработке закона 1996 года.
  

 

 

 

 

 

2.  Революция и ее декреты. Начало построения федерации «военно-коммунистического» типа.
   

 

Через неделю после Октябрьского переворота (2.11.1917) именем Российской Республики Ленин, как председатель СНК, подписал «Декларацию прав народов России». Провозглашались «добровольный и честный союз народов России» и принципы национальной политики: равенство и суверенность народов России, право народов России на свободное самоопределение, вплоть до отделения и образования самостоятельных государств. В декабре решениями СНК признаны независимыми Украина и Финляндия, в январе 1918 г. 3-м Всероссийским съездом Советов провозглашена  Российская федерация (РСФСР).

 

Этнонациональный аспект был в немалой степени показным по отношению к истинным мотивом данных политических акций. Независимость украинского народа признавалась, но независимость Украины как государства признавалась только при условии власти Советов, каковой в то время не было. Ленин: «важны основные интересы пролетарской диктатуры...» и «гораздо менее важен вопрос, будет ли Украина отдельным государством или нет». По проекту Ленина был составлен «Манифест к украинскому народу с ультимативными требованиями к Украинской раде» (4.12.1917). В случае, если Рада не прекратит разоружение советских полков, гласил документ, через 2-е суток СНК объявляет о начале военных действий. Через неделю в Харькове в противовес киевской Центральной раде было создано советское правительство Народной Украинской Республики как федеративной части Российской республики. В конце января 1918 г. Ленин получил известие о том, что советская власть доставлена «на штыках» в Киев. Провозглашение же РСФСР имело место после разгона Учредительного собрания, на выборах в которых большевики получили лишь четверть голосов.
  

 

 

 

 

 

3. Гражданская война - независимость регионов, автономные органы управления, стихийный федерализм. Право наций на самоопределение.
  

 

Лишь в центральных российских регионах половина населения поддерживала большевиков, на остальных территориях - около десятой части. Тем не менее, уже к февралю 1918 г. советская власть была установлена в большинстве нерусских западных краев бывшей Российской империи; также  силами красногвардейцев ликвидировано самоуправление в Туркестане (г. Коканд).

 

Формально независимыми советские республики оставалось еще год как тактический ход российского правительства. По Брест-Литовскому мирному договору (3.3.1918 г.) на германских условиях, Украина должна быть независимой, а Польша, Латвия, Эстония и часть Белоруссии - отторгнуты. Хотя революция в Германии (ноябрь) позволила аннулировать договор, ЦК РКП(б), с целью создания буферной зоны, посчитал необходимым сохранить формальную неза­висимость западных территорий и не включать их в РСФСР. По Ленину, без независимости "шовинисты Украины, Литвы, Латвии, Эстляндии" относились бы к движение красногвардейских частей как оккупации, а население не встречало бы их, как освободителей.

 

Ленинское понимание свободы национальностей как возможность пролетариата всех национальностей перейти к построению социалистического общества, вызывало много споров как внутри российской партии большевиков, так и за ее пределами. На VIII съезде РКП(6) (март 1919 г.) этот вопрос вызвал обширную полемику, в ходе которой Н. И. Бухарин, говоря о «самоопределении трудящихся классов каждой национальности», поставил под сомнение необходимость лозунга о самоопределении наций. Предложение, хотя и отражало суть большевистского подхода, не было принято. На практике же, в тяжелых условиях гражданской войны (а затем и вынужденного перехода к политике военного коммунизма) вопрос о самоопределении наций отходит на задний план. Уже через месяц после съезда (24.4.1919) было решено объединить вооруженные силы независимых советских республик "на все время социалистической оборонительной войны" под единым руководством Совета Обороны и других центральных учреждений РСФСР. Постановлением ВЦИК (1.5.1919) были централизованы все основные звенья управления хозяйством и финансами.

 

После того, как части XI Красной Армии заняли Баку, 26.4.1920 был создан Временный военно-революционный комитет Азербайджанской Советской Независимой Республики и 30.9.1920 был подписан двусторонний договор о военном и финансово-экономическом союзе с РСФСР. С Арменией об объединении было подписано соглашение (4.12.1920). Независимыми оставались Эстляндия и Грузия, с которыми большевики подписали мирные договора.

 

О том, каким должно быть государственное устройство новой страны, среди лидеров большевиков не было единого мнения даже на исходе гражданской войны. Преобладали сторонники унитаризма, при котором всецело должен быть воплощен принцип торжества пролетариата всех наций. Ленин, будучи сторонником централистского государства (при автономизации части национальных территорий), считал, что необходимо в данном вопросе учитывать текущую ситуацию. Сталин, как ответственный в партии по национальному вопросу, стоял за создание крупных государственных объединений с учетом их национальной специфики, но в составе России.

 

Реальностью было то, что за годы гражданского противостояния на развалинах Российской империи уже появились самоуправляющиеся территории, которые по своему решали национальный вопрос. Ряд территорий, руководимых "национальными" (нерусскими) лидерами, вообще отпал от России, а на территориях, контро­лируемых Красной Армией, стихийно возобладал принцип федеративного устройства. Строительство автономий на территории РСФСР в 1919 - 1921 было поручено специальному правительственному органу - Наркомнацу, возглавляемому Сталиным, который с предреволюционных лет мало изменил свою позицию по национальному вопросу. Новые границы и статус автономий нередко определялись поспешно, путем чисто административных решений. На территории РСФСР были образованы Немцев Поволжья трудовая комму­на (1918), Башкирская АССР (1919), Татарская АССР, Карельская трудовая коммуна, Чувашская АО, Киргизская (Ка­захская) АССР, Вотская (Удмуртская) АО, Марийская и Кал­мыцкая АО, Дагестанская и Горская АССР (1920), Коми (Зырян) АО, Кабардинская АО, Крымская АССР (1921).

 

Из-за сильного территориаль­ного смешения национальностей было очень трудно, а порой и невозможно основывать размежевание республик по признаку национального состава. Зачастую этот признак отступал на второй план перед экономической целесообразностью, просьбами национальностей об усилении экономического потенциала соответствующих образований и дру­гими обстоятельствами. В условиях жесткой централизации, при­сущей периоду «военного коммунизма», постоянно возника­ли конфликты и трения между центральными и местными властями. У самих коммунистов, особенно на местах, заметными были на­ционалистические и сепаратистские настроения. Местные ру­ководители постоянно стремились поднять статус своих наци­онально-государственных образований, которые окончательно не были установлены, а взаимоотношения с центром законодательно урегулированы. Вся военно-федеративная государственная организация к исходу гражданской войны представляла собой довольно неустойчивое единство.

 

 

 

 

 

4.НЭП 1921-1925: построение централизованного государства под лозунгом национального самоопределения, борьба с «национал-уклонистами».

 

На территории, где к 1922 г. установилась власть Сове­тов, этнический состав населения был сложным. Для разработки административных форм националь­ного строительства, как тогда называли этническую политику, была создана комиссия ВЦИК. Сталин, Дзержинский, Орджоникидзе были сторонниками автономизации советских республик в рамках России, но эту идею мало кто поддерживал даже среди большевиков. На Х съезде РКП(б), знаменовавшем переход к нэпу, Сталин выступил с докладом по национально­му вопросу: Российская Федерация - это и есть форма государственного со­юза. Это вызвало негативную реакцию представителей республик, партию обвинили в "невнимании к национальному вопросу". По решению съезда следовало ориентироваться на различные виды федераций ("договорные", с авто­номиями и проч.). Однако Ста­лин и его сторонники в ходе национально-государственного строительства настояли на своем.

 

В За­кавказье (1922) была создана Закавказская Фе­дерация (ЗСФСР), которая, хотя и оказалась нежизненным политическим объединением, стала прообразом всего последующего национально-административного строительства. На территории России были организованы автономные области (Карачаево-Черкесская, Чеченская и др.). Сталинская идея автономизации, как основной инструмент этнической политики, после распространения вширь, получила развитие вглубь. В конце 1920-х выделены национальные округа (10) и мелкие национально-административные единицы. Только в РСФСР и УССР существовало 270 национальных районов и ок. 300 национальных сельсоветов. Тем не менее, состав населения всех республик, автономий, районов не был моноэтническим, более того, "титульная национальность" нередко составляла меньшинство среди населения.

 

Процесс автономизации был распространен и на взаимоотношения между формально независимыми советскими республиками. Были подписаны договоры РСФСР с Украиной, Белоруссией, с последующим объединением (фактически - централизацией) партийно-хозяйственных структур управления (наркоматов и др.). Российские учреждения и ведомства распространили свою деятельность на другие республики. Несмотря на резкое несогласие республиканских властей в отношении роста централизации в управлении, в августе 1922 г. для реализации идеи еще большего объединения советских республик образована специальная комиссия под председательством В.В. Куйбышева. Разработал резолюцию Сталин. Ликвидация самостоятельных республик должна была осуществиться по "инициативе" национальных Съездов Советов этих республик. Ленину было направлено письмо Сталина: «За четыре года гражданской войны, когда мы ввиду интервенции вынуждены были демонстрировать либерализм Москвы в национальном вопросе, мы успели воспитать среди коммунистов, помимо своей воли, настоящих и последовательных социал-независимцев, требующих настоящей независимости во всех смыслах… „Национальная" стихия работает на окраинах не в пользу единства советских республик". По проекту Сталина, предусматривалось вхождение всех республик в РСФСР на правах автономий. Ленин, после встреч с представителями республик, стал противником сталинского проекта. По его поручению, Л.Б. Каменев (заместитель), в очередном проекте заменил автономизацию, договорным объединением республик, что и было поддержано партийным пленумом. По рекомендации Ленина, новое государство было названо не Российской Федеративной Республикой (предложено Сталиным), а Союзом Советских Социалистических Республик. Так из названия нашей страны надолго исчезло слово «Россия» и его производные, включая «россияне».

 

Для всего советского периода была характерна закрытость обсуждения возникающих проблем в сфере национальной политики. Лишь на XII съезде партии (04.1923) работала секция по национальному вопросу. Тогда победила ленинская линия о необходимости следования принципам самостоятельности республик. Вслед за этим в ряде республик начали осуществляться меры по усилению хозяйственно-экономической самостоятельности, что соответствовало генеральной линии развития государства (нэп).

 

По мере национально-административного строительства, тенденции децентрализации все более тревожили союзную власть - то и дело возникали конфликты у Наркомзема и Наркомфина с местными властями. Так, Наркомзем РСФСР высказал несогласие в связи с реше­нием правительства Татарии о создании вокруг Казани татарских по­селков, исчезнувших со времен падения Казанского ханства (XVI в.). Подобные решения местных властей квалифицировались как «нацио­нал-уклонизм». Партийно-государственные деятели (Н. Крестинский, Е. Преображенский и др.) заявляли, что уступки республикам стали чрезмерными. В свою очередь, в среде региональных управленцев и партработников все чаще говорилось о неэффективности политики Москвы. Конфликты в системе центр-периферия все более накапливались (регионы РСФСР, Украина, Закавказье).

 

Для Сталина и его сторонников стало очевидным, что поток критики по национальному вопросу и о властных полномочиях регионов стал слишком явным. 9-12.06 1923 состоялось секретное 4-е Совещание ЦК РКП по национальному вопросу. На Политбюро и Оргбюро ЦК было принято решение созвать работников из всех национальных образований для «профилактики» (обличению подвергся член коллегии Наркомнаца М. Султан-Галиев, впоследствии репрессированный). Результатом совещания стало окончательное упрочение сталинской тактической модели нацио­нальных политики, заключавшейся в более жесткой централизации управления и недопустимости разнообразия мнений в вопросах национального развития. Принятый совещанием в качестве резолюции проект платформы по национальному вопросу был подготовлен Сталиным.

 

Политика национального размежевания была продолжена.  В Средней Азии, где с 1918 г. существовала Туркестанская АССР, из Бухарской и Хорезмской советских республик, созданных после свержения бухарского эмира и хивинского хана, в результате длительных обсуждений на местных съездах и курултаях и перекройки границ образовались Уз­бекская и Туркменская союзные республики. Межевание вызывало среди населения, очень пестрого по этническому составу, наряду со старыми земельными вопросами противоречия нового типа. Если раньше в регионе наибольшее значение имели различия между оседлыми земледельцами и полукочевыми скотоводами, то теперь первостепенную роль стали играть "национальные" различия узбеков, таджиков, туркмен. Процесс, который пропагандировался как обретение народами бывшей Российской империи своей государственности (достижение полного самоопределения) имел как положительные, так и отрицательные последствия. Пробуждалось этническое самосознание, гигантский импульс развития получила народная культура, усилился профессиональный и образовательный рост населения этнической периферии. В то же время  росли амбиции этноэлит и требования все больших привилегий.

 

Важнейшим шагом в упрочении модели национальной политики стала система учета населения. В 1920-х вводится запись о национальной принадлежности граждан в большинстве личных документов (хотя паспортной системы еще не существует); в 1926 проведена Всесоюзная перепись населения, которая фиксирует список народов СССР.

 

 

 

 

 

6. Коренизация - образование национальных элит, борьба с колонизаторством на национальных окраинах. Поднятие культуры национальных окраин.

 

"Национальное строительство" (так именовался весь комплекс мероприятий, связанных с автономизацией, культурным и языковым развитием нерусских национальностей) продолжалось на протяжении 1920—30 гг. Особенно активным оно было в первое десятилетие советской власти. Автономизация, национально-государственное межевание порождали необходимость возникновения многочисленного бюрократического слоя, нерусского по составу, что положило начало политике коренизации. Суть этой политики состояла в том, чтобы дать ускоренное образование и привлечь к управлению так называемые нацкад­ры, сформировать интеллигенцию. Для достижения пропагандируемого «национально­го равенства» на время забывались даже принципы «диктатуры пролетариата».

 

За десятилетие во всех республиках и многих автономиях сформировались местные элиты с присущей им этнической спецификой. Многое было сделано для создания и развития национальной интеллигенции, особенно в тех республиках, где ее почти не было. Уже к середине 1920-х во многих республиках стала появляться художественная интеллигенция. Довольно быстро была ликвидирована массовая неграмотность, появилась сеть школ, клубов, национальных театров, ансамблей песни и пляски. Несколько десятков бесписьменных в прошлом наро­дов впервые обрели свою письменность. Все шире издавались книги, журналы и газеты на национальных языках. Были открыты национальные школы (обучение на нерусских языках), со­зданы "национальные" литературы.

 

Особенно значительным в те годы было культурное развитие северных регионов. После упразднения в 1923 г. Наркомнаца при Президиуме ВЦИК РСФСР создан Комитет содействия народностям северных окраин (Комитет Севера). В 1925 г. постановлением ВЦИК и СНК утвержден список «малых народов Севера», которые в ходе социалистического развития должны были достичь фактического равенства с остальным населением СССР. Была проведена Приполярная перепись (1926—1927гг.), в которой были учтены все оленеводческие, охотничьи и др. промысловые хозяйства коренных северян. Важнейшими шагами по проведению национальной политики на севере страны было принятие специального «Временного положения об управлении туземных народностей и племен северных окраин РСФСР», организация родовых, туземных, затем ко­чевых и национальных советов, распространение участия в их работе корен­ного населения, организация север­ных автономий (национальных округов и районов).

 

Организационно-хозяйственные действия правительства были направлены на ограждение малочисленных народов от хищнической торговой эксплуатации приезжими с "большой земли", оказывалась целевая помощь хозяйствам, находящимся в бедственном положении. Для оказания помощи северянам и планомерного подъема их жизненного и культурного уровня трудилось множество специалистов, среди которых большая заслуга принадлежит этнографам и лингвистам. Многие правительственные решения тех лет разрабатывались на основе тщательного изучения состояния хозяй­ства северян, образа и уклада их повседневного существования. Внедрена практика постоянной связи с "большой землей" в виде снабженческо-сбытовой, заготови­тельной, а затем и производственной кооперации. Достижением тех лет явилось распространение нормы организации производства в виде сельскохозяйственных товариществ, артелей, которые наиболее  соответствовали суровым природным условиям и не противоречили местным традициям общинной жизни.

 

В то же время, кооперирование хозяйства не было свободно от административного нажима и форсирования. Простейшие производственные объединения или то­варищества по совместному выпасу оленей, где олени, скот, лодки не обобщест­влялись, — не успев как следует развиться и окрепнуть, были преобразованы (1930-е) в колхозы. При этом шла активная борьба против единоличных хозяйств, к кулакам нередко причислялись середняки. Тем не менее, в сочетании с развитием здраво­охранения, оздоровлением быта, первыми успехами в деле школьного обра­зования, в создании управленческих кадров, с появлением первых работников интеллектуального труда из числа аборигенных народов, линия на организацию коллективных артелей создала признаки и черты неоспоримого подъема в хозяй­стве и позитивных изменений в образе жизни коренного населения Севера. Организован Институт народов Севера (Ленинград, 1930), где го­товили учителей, советских, хозяйственных и партийных работников, ученых из числа народов Севера. Для 13 северных народов (ненцев, эвенков, хантов, манси, эвенов, коряков, чукчей, эскимосов, нанайцев, удэгейцев, нивхов, кетов, сель­купов) была разработана письменность (1931—1932). На языках этих народов возникла национальная литература, школьное образование, формировалась интеллигенция. Обучение шло как в поселковых школах с интернатами, так и в передвижных, кочевых школах. Функционировала система культбаз — стационарных пунктов со школами-интернатами, клубами, больницами, мастерскими, ветеринарным обслуживанием, магазинами, банями и проч.

 

Гигантский комплекс мероприятий по национальному строительству во всем СССР осуществлялся под лозунгом помощи порабощенным царской Россией народам ("борьба с колонизаторством"), выравнивания уровней эконо­мического, социального и культурного развития. Работа велась под руководством ВЦИК и Госплана, и его нельзя не расценить как гигантский шаг в преодолении того культурно-образовательного разрыва, какой имелся между европейской частью бывшей империи и ее восточными рубежами, между всем населением страны и развитыми странами зарубежной Европы.

 

Однако создание системы привилегий для национальных кадров (при приеме в вуз, защите диссертаций, выдвижении на руководящую работу и т. д.) имело оборотную сторону в виде дискриминации нетитульного населения (и меньшинств) и не могло не внушать заведомо ложную мысль — ценность человека находится в прямой зависимости от его принадлежности к «коренной национальности». Более того, в ходе сталинской политики огосударствления избранных этнических групп, была создана искусственная иерархия так называемых наций. В Конституции было зафиксировано соподчинение национально-территориальных образований и стоящих за ними националь­ностей. Высшее место в этой структуре заняли 15 союзных республик и 14 «титульных наций» (кроме русских).

 

По существу, только этим нациям было предоставлено формальное право на самоопределение вплоть до политического отделения и образования самостоятельного государства. Союзные республики получали большие (чем автономии) возможности для социально-экономического и культурного развития за счет более значительной доли отчислений в их бюджет, за счет наличия своего Верховного Совета и Совета Министров, своей Академии наук (в РСФСР таковой не было) и других учреждений с престижными и хорошо оплачиваемыми должностями. Эти возможности предназначались прежде всего «титульным» нациям. Автономным республикам и соответствующим им «титульным» нациям предо­ставлялись меньшие права, национальностям автономных областей и округов — еще меньшие. Таким образом, цели демократической национальной политики — достижение фактического равно­правия всех народов (национальностей) и всех граждан страны, вне зависи­мости от их этнической (национальной) принадлежности — не были достигнуты. Однако при всей противоречивости идеологии, содержания и результатов советской политики в отношении российских национальностей (национальных меньшинств) она имела огромное позитивное значение, причем не только для России, но и для всего мира.

 

Сталинские репрессии и депортации заслуживают особого разговора и оценки.